Чем должна быть компания: семьей или налаженным механизмом? Давайте сравним эти две модели.
Холодный звонок. Позвонил менеджер какой-то московской компании. Тема - поставить бесплатный виджет на наш сайт. Мне этот виджет еще минуту назад был не нужен, я о нем не думал и не планировал ничего ставить. Но человек в течение 30 секунд смог рассказать, что этот виджет нам просто необходим. Я не особо падок на рекламу, поскольку сам ей занимаюсь. Но меня покорил профессионализм подачи информации, отлаженность технологии работы со мной, как с клиентом. В итоге я зарегистрировался у них на ресурсе, залез в админку сайта, установил предлагаемый скрипт. Почему нет? Я ничего не теряю, а возможно, даже что-то приобрету, как мне и говорил менеджер. Параллельно, пока я копался в админке, мне перезванивали разные специалисты из той компании, направляя мои действия, что-то рассказывали, отвечали на вопросы. Когда мой вопрос превышал их компетенцию - оперативно переводили на другого специалиста. Я действительно потратил только 5 минут, все сразу заработало, я сразу увидел результат. Они достигли своей цели. У меня после работы с ними осталось ощущение ясности, что это их предложение, на которое я согласился, может что-то нам дать. Такое "ощущение ясности в итоге" очень важно для клиента, при работе с компанией, ее специалистами. Как нам не хватает отлаженных механизмов внутреннего взаимодействия, взаимодействия с клиентами! В общем, натолкнули они меня на размышления. А может, просто добавили пару пунктов к тому, о чем думал в последнее время. И так...Чем должна быть компания: семьей или налаженным механизмом? Давайте сравним эти две модели.
Компания - семья.
В компании-семье во главе угла стоит не прибыль, не клиенты, а те, кто в ней работает. Желание быть вместе во многом определяет будущее. В истории есть немало примеров, когда группа энтузиастов, пытающихся что-то сделать, работая больше за интерес, чем сиюминутные результаты, впоследствии добивалась невероятных успехов. В основе многих крупных компаний была и остается такая небольшая группа, вынашивающая свои мечты и идеи.
Но компания, развивающаяся по принципу семьи, более уязвима. Она зависит от сильных и слабых сторон своих участников и может легко пожертвовать собой, отстаивая интересы кого-то одного. Ведь, выбирая между клиентом и сотрудником, семья всегда будет на стороне последнего. А чтобы члены семьи ни в чем не нуждались, семья готова залезть в долги, истратить последнюю копейку, не ожидая того же от своих "детей". И, как это и происходит в семьях, компания-семья может оказаться не долговечной, когда романтика от ощущения чего-то общего разбивается о несовершенство человеческой индивидуальности.
Компания - механизм.
В таких компаниях все четко, действия сотрудников регламентированы, все на местах в нужное время, на любые вопросы есть простые ответы, личное не смешивается с профессиональным, будущее определено и понятно. Честно, мне, как руководителю, не хватает этого у нас. Если механизм хорошо отлажен и движется в нужном направлении, то он обязательно достигнет своей цели с минимальными затратами и эмоциональным напряжением участников процесса.
Но не стоит думать, что компания-механизм - это некая идеальная рабочая среда, и она ограничена стенами офиса. Чтобы механизм работал и обгонял другие механизмы, нужно топливо. В человеческих отношениях, не основанных на желании быть вместе, на первое место выходит соперничество. Оно и является тем топливом, что движет шестерни машин. Почти весь бизнес сегодня строится на технологиях выращивания отлаженных механизмов, позволяющих сталкивать интересы сотрудников, конкурировать друг с другом в достижении результатов, стремиться занять более высокое место по отношению к другим. И это работает, хоть и формирует в итоге ощущение внутренней пустоты и бесцельности всех участников процесса, потому что не соответствует духовным ценностям любого нормального человека.
Успешная компания
Как и во всем, то, что правильно, находится где-то посередине. Успешная компания не может строиться только на желании зарабатывать прибыль, без стремления ее сотрудников проявить себя, свои человеческие качества в совместном общении и деятельности. Но также успешная компания не может основываться исключительно на эмоциональной привязанности, без защитных механизмов, регламентирующих отношения и полномочия, призванных поощрять в нашей индивидуальности то, что созидает.